20.04.2024

Раздел 3. Социальная экология и общественное развитие

И.Б. Ардашкин
Социальная экология

Учебное пособие. — Томск: Изд. ТПУ, 1999. — 120 с.

Предыдущая

Раздел 3. Социальная экология и общественное развитие

3.4. Общественные экологические движения

3.4.1 Специфика новых общественных движений

При рассмотрении экологических проблем современного мира нельзя обойти вопрос об экологических движениях, их возникновении, сущности, роли и их значении для решения экологических проблем. В то же время их следовало бы рассматривать как одну из разновидностей широкого спектра новых общественных движений, такого явления новейшего времени, которое появилось благодаря развитию демократических прав и расширению возможностей проявления политических прав и свобод граждан.

Основой ответственности новых общественных движений являются те требования, соблюдая которые они могут развивать политическую культуру, оппозиционную по отношению к существующему порядку, могут предпочитать ценности непосредственной демократии устоявшейся политической иерархии, лидерство, политический профессионализм, идеологическую замкнутость и политический институционализм.

Причиной возникновения новых общественных движений явилась не только реакция на обращенные к прошлому взгляды и пророческие силы современного общества, но и выражение способности общества предложить ответ на многие старые вопросы по-новому, не политическим способом. Из этого следует, что новые общественные движения предстают не в качестве субъектов политики, а как субъекты цивилизации. Новый тип политических действий должен иметь, предполагается, цивилизованный по преимуществу характер. Поэтому новые социальные движения не лишены политической весомости, они не хотят отказываться от желания влиять на центры, в которых принимаются политические решения. Они не аполитичны, но свою политику выражают по-новому. Провозглашение новой парадигмы политики, новых границ и органические связи между обществом и государством проявляется в уменьшении роли государства и увеличении самоорганизации общества через возникновение и деятельность новых общественных движений.

Новые общественные движения стремятся к созданию современного правового государства с парламентскими институтами, необходимыми для рационального и более цивилизационного решения конфликтов, возникающих между различными интересами в обществе экономического и политического плюрализма. Однако, выступая за современное правовое государство, новые общественные движения одновременно выступают и в роли его критиков, причем критикуют в первую очередь они его за равнодушие к социальным проблемам граждан. Поэтому можно сказать, что новые общественные движения вместе с политическими организациями активизируют разобщенную социальную энергию масс и направляют ее через определенные проекты на решение актуальных общественных проблем.

Отсюда, общественные движения понимаются как совокупность разных типов поведения главных действующих сил в обществе, основанных на конфликте, связанном с присвоением или регулированием общественных ценностей или ресурсов, причем такие типы поведения выходят за рамки норм, институционализированных в общественных ролях, и представляют собой попытку изменить структуру классовых отношений в обществе[72]. Между тем, как уже указывалось, новые общественные движения не направлены на захват государственной власти, они борются за установление коллективного контроля над общественно-экономическим развитием.

Такие черты как неформальность, спонтанность, самоорганизация и неофициальность характерны для новых общественных движений. Они прежде всего характеризуются независимостью от институциональной структуры общественного порядка, т.е. от легитимных центров общественного влияния. Эту черту (характерную для новых общественных движений) можно встретить даже у тех политических движений, которые стремятся расширить свое политическое участие и влияние и исправить положение главных действующих лиц в процессе принятия решений в обществе.

Участниками новых общественных движений являются самые разные общественные слои. Значительную их часть составляют представители различных маргинальных и «деструктурированных» группировок, а также представители некоторых слоев, отличающихся особой культурой, восприимчивостью и образом жизни. Однако в основе социального ядра всех этих движений находятся те, кто принадлежит к так называемому среднему классу, а это, как правило, люди, имеющие солидное образование, относительную экономическую самостоятельность, работающие, как правило, в сфере интеллектуальных и гуманитарных услуг. Поэтому, по сути дела, сторонники новых общественных движений принадлежат к представителям нового среднего класса, старого среднего класса и «периферийных», или «неприспособленных» групп.

Новые общественные движения отличаются друг от друга, поэтому их можно поделить на большое число групп на основе различных критериев. Прежде всего они делятся, как это уже указывалось, на консервативные и прогрессивные. Они могут быть подразделены на постоянные и временные движения. Движения могут различаться и по тому, оказывают ли они влияние на главные общественные тенденции или же предметом их интересов являются конкретные общественные ситуации на микроуровне. Могут они различаться и по тому, имеют ли они политический или социально-культурный характер. Кроме того, различаются движения и по масштабам своего действия, т.е. по тому, имеют ли они местное, региональное, национальное или транснациональное значение. При этом все такого рода деления не являются взаимоисключающими. Одно и то же движение может быть отнесено к целому ряду групп, что и характерно именно для экологических движений, которые одновременно являются и национальными, и транснациональными.

Однако в вопросе классификации новых общественных движений существует некоторая сложность, связанная с неопределенностью многих понятий, используемых в качестве характеристик общественно-политических течений общества. К примеру, поскольку речь идет об экологических движениях, то требуется понятийно-категориальная определенность использования их основных особенностей, в том числе и самого понятия «экологическое движение».

Как отмечают Букия Р.Д., Костин А.И., необходимость осмысления понятия «экологическое движение» непосредственно связана не только с проблемой выделения особенностей его эволюции, но и с соотнесением этого понятия с другими понятиями, такими, как: «общественное движение», «социальное движение», «природоохранное движение», «политическое движение», поскольку именно выделение основных характеристик данной категории в наибольшей степени способствует определению роли и места экодвижения в социально-политическом процессе, а также выявлению его основных тенденций и перспектив[73].

Современные исследователи дают определение общественного движения как коллективного массового поведения, характеризующегося: а) стихийным характером возникновения; б) самоорганизацией; в) ориентацией на представительство интересов социальных групп, общностей, общества в целом; г) ориентацией на изменение общественных отношений и социальных институтов, социокультурной среды в целом. Особенностью общественных движений считают их характер взаимоотношений с государством, а именно то, что государство не контролирует деятельность общественных движений.

Социальное движение подразумевает такое коллективное поведение, конфликтная направленность которого представляет собой попытку защитить, реконструировать или адаптировать некоторый слабый элемент социальной системы, будь то ценность, норма, властные отношения или общество в целом. Важно отметить, что социальным движением могут быть названы только те конфликтные действия, которые направлены на изменение отношений социального господства, касающиеся главных культурных ресурсов (производства, знаний, этических норм).

Когда соответствующие конфликтные действия реализуются в деятельности государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству, и более того, связываются с завоеванием государственной власти, социальное движение приобретает характер политических движений. Последние могут классифицироваться исходя из: состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, молодежные и т.д.); мотивации (религиозные, в том числе фундаменталистские, антиклерикальные и т.д.); целей (социальные, национально-освободительные, пацифические, экологические и др.) и некоторых других факторов. Отличительной особенностью политических движений являются их массовой характер и спонтанность возникновения. Политическими по характеру воздействия на общество могут становиться массовые движения, прокламирующие свой неполитический характер (феминистские, экологические и др.).

Нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не принимают политического характера и соответственно не направлены на завоевание государственной власти. Примером тому может служить природоохранное движение.

Важно при этом понять, что же представляет из себя экологическое движение и в чем его отличие от движения природоохранного? Современными исследователями выдвигаются различные трактовки сущностного содержания понятия «экологическое движение». Но в целом все они сходятся во мнении, что понятие «экологическое движение» представляет собой некий «теоретический зонтик», покрывающий целый ряд событий, действий, процессов, отношения между которыми в значительной степени зависят как от типа действующего субъекта и характера, стоящей перед ним проблемы, так и от типов контекстов, в которых данное движение разворачивается. Экологическое движение, получается, есть одновременно и его собственная деятельность как субъекта социально-политического действия, и сам этот действующий социальный субъект, и организация в смысле способа внутреннего упорядочения (структура), функционирования и развития данного образования.

Экологическое движение представляет собой процесс зарождения нового социально-политического института. Поэтому экологическое движение как массовая деятельность может рассматриваться со стороны его социальной, социально-психологической и политической мотивации; предполагает анализ программных установок, заявленных целей и идеологического контекста в аспекте предметной направленности на изменение определенных сторон социальной и политической жизни; исследования с позиций практических форм социально-политического действия, влияния на общественные процессы, взаимоотношения с другими социальными и политическими институтами.

Как групповой социальный субъект экологическое движение предполагает аналитическое рассмотрение его социальной базы, социального состава и условий жизни непосредственных участников и сторонников (менее ангажированных, чем участники).

Важная характеристика экологического движения — его лидеры. А также механизмы взаимодействия практического и информационного обмена с другими социальными объектами, само по себе экологическое движение как механизм субъективации социальной жизни — все это составляет предмет анализа субъектного аспекта экологического движения.

Наконец, организационный аспект экологического движения является предметом социологического, организационно-управленческого, политологического и социально-психологического анализа.

Следовательно, экологическое движение является социально-политическим явлением. Оно осуществляется на двух уровнях. Поскольку цели экологического движения составляют часть общенациональных программ социально-экономических преобразований, то в этом плане данное движение на общенациональном уровне смыкается с другими крупными общественными и политическими движениями. Вместе с тем экологическое движение своеобразно тем, что оно неразрывно и тесно связано с жизнью населения на местах, с региональными интересами масс, проявляющимися повседневно, например, взаимодействие местного населения и промышленных предприятий.

Не случаен поэтому и тот факт, что самое значительное место среди рассмотренного спектра новых общественных движений занимают экологические движения. Это место они занимают благодаря своей определяющей тематике. При рассмотрении экологических проблем никак нельзя не остановить внимание на экологических движениях. Эти движения возникли как специфический, главным образом спонтанный и неформальный ответ общества на растущие экологические проблемы промышленно развитых стран. Несмотря на то, что в каждой стране они имеют особые характерные черты, условно можно говорить и об определенном, уже вырисовывающемся контуре универсального, всемирного экологического движения. Для его местных, региональных и национальных объединений общим является не только то, что они выдвигают разного рода экологические предупреждения, требования и предложения альтернативных решений в области защиты окружающей среды, но и то, что они предлагают и распространяют предложения об альтернативной организации мирового сообщества. Между тем пока все еще нельзя говорить об экологическом движении как о едином и всемирном движении с относительно прочными внутренними связями. Скорее было бы уместно говорить о том, что проэкологическое движение существует на местном, региональном и национальном уровнях, а на международном уровне осуществляется координация как следствие распространения общих для всей человеческой цивилизации проэкологических духовных веяний. По сути дела экологическое движение как глобальный элемент мирового сообщества существует именно через совокупность национальных, региональных и местных движений. Именно поэтому говорят не об экологическом движении, а об экологических движениях.

Еще до появления современных экологических движений существовали различные движения в защиту природы и окружающей среды. Уже с начала XIX в. действовали движения в защиту природы и окружающей среды, в которых объединялись любители природы и те граждане, которые осознавали губительные последствия начального этапа индустриализации. Те движения, которые возникли в XX в. и интенсивно развились после второй мировой войны, явились отражением нового состояния, усилившегося и ускорившегося нарушения законов развития окружающей среды, а также того, что наука получила новые данные и знания об этих процессах. Но лишь с 70-х гг. нашего века эти начальные формы проэкологической деятельности сменились нынешними экологическими движениями, которые демонстрируют более общие требования общества и характер, оформившиеся в ответ на состояние индустриального общества и его перспективы, кризис парламентской демократии и общий кризис целостности и сохранности новых поколений с новым образом жизни.


[72] Используется трактовка общественных экологических движений, данная Марковичем Д.Ж. Выше указ. лит., с. 391-396.

[73] Букия Р.Д., Костин А.И. Особенности эволюции экологического движения на Западе и проблема его категориального осмысления. // Вестник Московского университета, Серия 12, политические науки, 1998, 6, с.58.

Предыдущая

Добавить комментарий