17.04.2024

3. Сельскохозяйственные ландшафты

И.С. Белюченко, О.А. Мельник
Сельскохозяйственная экология

Учебное пособие. – Краснодар: Изд-во КГАУ, 2010. — 297 с.

Предыдущая

3. Сельскохозяйственные ландшафты

3.4. Состав культурных ландшафтов

3.4.7. Насекомые

Тип ландшафта влияет на обилие и разнообразие насекомых. Среди насекомых можно выделить группу многоядных вредителей (например, луговой и стеблевой мотылек, щелкуны, различные виды совок и т.д.) и специализированные группы вредителей, приуроченных к определенным культурам или группам культур. Например, на Кубани луговой мотылек встречается повсеместно на сорной растительности и многолетних травах. Опасность представляют не только местные популяции, но и популяции сопряженных территорий – из степей Калмыкии, Ставрополья и Дона. В северной степной части края широко встречается стеблевой мотылек. Посевы кукурузы, подсолнечника и других пропашных технических культур повреждают щелкуны. Временами степной щелкун является причиной пересева сахарной свеклы и кукурузы. В местах высокого подъема грунтовых вод нередко отмечается сильная вредоносность сверчков на посевах подсолнечника и кукурузы. Большое распространение на Кубани имеют капустная совка на свекле, хлопковая совка на кукурузе и томатах, совка-гамма на многолетних травах и подгрызающие совки (особенно озимая и восклицательная, меньше ипсилон, короцветная) на озимых, кукурузе, сахарной свекле, подсолнечнике и овощных в северных степных районах и т.д.

Смешанный ландшафт (с разнообразными растительными группировками – травяными, лесными) более благоприятен для концентраций различных саранчовых, откладывающих яйца обычно на низинных, бедных растительностью открытых участках почвы, а обильные растительностью соседние участки служат им кормовой базой. Плотный однородный и высокий растительный покров обусловливает изоляцию и ограничивает их объединение. Сплошные рубки расширяют ареал многих европейских саранчовых (Yomphocerus sibiricus, Calliptamus italicus) и их много в переходных областях, лесостепи и степи.

Расы травоядной перелетной саранчи (африканские, европейские) (Locusta migratoria) хорошо размножаются на территориях, где высокие злаки на затопляемой пойме чередуется сухими песчаными участками с редкой растительностью. Австралийская саранча (Chorteucetes) вредит в сообществах между кустарниковыми и высокотравными злаковниками. Красная саранча (Nomadacris septemfasciata), обитающая южнее Сахары, размножается в местах, где участки разновысотных злаков чередуются с оголенными участками и кустарниками вблизи водных систем, разливающихся в период дождей и затопляющих окрестности.

Пустынная саранча является полифагом (Schistocerca gregaria) и обитает на обширных пространствах в руслах пересыхающих рек. Кочевой образ жизни позволяет саранче выжить на больших пространствах пустынь и находить нужные ей биотопы, включая орошаемые человеком поля. Это относится и к североамериканской кобылке (Melanoplus mexicanus), дававшей одно поколение в году, а с орошением полей и расширением люцерны стала формировать два поколения и в США перешла в группу опасных вредителей.

В связи с зимовкой некоторые насекомые мигрируют. Структура ландшафта тоже влияет на их миграцию. Зимующие далеко от мест летнего нахождения насекомые (например, пыльцеед рапсовый – Meligethes aeneus) в конце лета направляются к лесополосам, много их скапливается в лесных массивах, если перед ними встречаются вода и луга. В лесу и лесополосах может зимовать тля.

Распределение источников воды во многом определяет перелеты колорадского жука после зимовки. Если картофель высажен у реки (пруда), то жуки сначала кормятся у крайних рядков, а потом уже вторгаются на поля. Лесные массивы нередко для жуков служат преградой.

Майский жук (Melolontha melolontha) выходит весной из почвы и летает, чтобы достичь места, где он кормится, следуя определенным ориентирам: высокие силуэты гор или деревьев. Они облетают над местом выведения личинок и изучают оптически горизонт, направляясь к месту высоких ориентиров. Это приводит к массовой их концентрации, что может быть использовано службой защиты растений.

Многие степные насекомые (беспозвоночные) стали вредителями сельскохозяйственных культур. Изучение видового состава насекомых целинной степи и посевов пшеницы в Белоруссии в районе Орска (Бей–Биенко, 1961) показало, что на полях пшеницы обитает142 вида наземных насекомых из 330, обитающих в степи. Среднее число особей в степи 199, на полях пшеницы – 151 на 1м2. Постоянных видов в степи – 41 (число их особей составило 54% от общего количества), а на пашне доминирующих постоянных видов было всего 19, но численность особей превысила 94% от числа обитающих на поле. Ряд степных беспозвоночных не приспособились к сельскохозяйственному ландшафту и почти не встречаются на культивируемых землях: валония красивая (Vallonia pulchella), мокрица (Cylisticus orientalis). Заметно снизились популяции ногохвостки (Sminthurus viridis), тараканов (Ectobius duskei), муравьев (Leptothorax nassonovi), цикадок (Yraphocraerus ventralis); ряд видов, наоборот, увеличил число своих особей (Psammotettix collinus, Phyllotreta vittula, Hadena sordida и др.); появились несвойственные степи виды: тля (Brachycolus noxius), питающаяся тлею жук–коровка (Adonia variegata) и т.д.

У клопа-черепашки (Eurygaster integriceps) пищевая база на Кавказе – это дикие злаки высокогорий. С расширением выращивания пшеницы его ареал расширился и стал одним из главных вредителей этой культуры (Федотов, 1960). Ритмичность развития вредителя и пшеницы очень хорошо согласуется, что и способствовало его приходу на пшеничные поля – летом с уборкой пшеницы он переносит неблагоприятные условия переходом в диапаузу (Поливанова, 1957). У ряда степных видов (Agriotes sputator, Opatrum sapulosum, Amesoplia spp.) личинки являются факультативными сапрофагами, и потому они легко осваиваются в сельскохозяйственных ландшафте. При введении практически монокультуры пшеницы на больших площадях Украины и Северного Кавказа вредителем стал хлебный жук-кузька, встречавшийся до этого небольшими популяциями на лугах. Аналогичная история с жужелицей хлебной (Labrus tenebrioides), мотыльком луговым (Loxostege aticticalis), пырейными огневками (Crambus), исходным местообитанием которых была степь. С расширением трофической адоптации их ареал неимоверно увеличился. Отдельные из них встречаются в степи – в нарушенных грызунами местах (Anisoplia, Opatrum, Harpalux), встречаются в степи также озимая совка (Agrotis segetum), свекловичный долгоносик (Bothynoderes punctiventris) (Гиляров, 1951). Многие виды трипсов (Chirothripa, Aplinothrips, Thrips и другие) широко распространились в сельскохозяйственных ландшафтах; влаголюбивые виды (Haplothrips, Limothrips) скорее являются обитателями лугов. Цикадки первоначально степные виды – ксерофилы, а из литоральных биотопов – мезофилы; в сельскохозяйственных ландшафтах хорошо освоились и те, и другие. На пашне нередко широко представлены ногохвостки.

Сельскохозяйственные ландшафты нередко играют объединяющую роль – в них находят пристанище насекомые литоральной (прибрежной мезофитной фауны) и засушливых местообитаний (Кобахидзе, 1960). Такое свойство характерно для прямокрылых, особенно на картофельных полях. Поскольку сельскохозяйственные ландшафты существенно нивелируют микроусловия, то это, соответственно, сказывается и на фауне. Пахотные земли степной зоны более увлажнены, чем степь; поля лесной зоны более сухие, чем леса. Именно поэтому и заметны видовые различия в составе фауны сельскохозяйственных угодий, леса и степи.

Предыдущая

Добавить комментарий