29.03.2024

2. Становление экологического аудита в России и за рубежом

Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит

Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.

Предыдущая

2. Становление экологического аудита в России и за рубежом

2.3. Опыт российских регионов по внедрению СЭМ распространению экологического аудита

В конце 90-х годов в некоторых регионах России, несмотря на недостаток полномочий, подразделения Госкомэкологии начали активно пропагандировать и способствовать распространению подходов СЭМ. В силу отсутствия возможности применения каких- либо материальных стимулов, практиковались по сути только два подхода — информационная поддержка предприятий и специалистов и гибкий подход к осуществлению государственного контроля. Областные и районные комитеты способствовали участию предприятий в международных образовательных и пилотных проектах, распространяли полученную информацию.

Предприятия-лидеры в применении подходов СЭМ получали некоторый кредит доверия, в том числе и в случае возникавших конфликтов. Например, им давался определенный срок на исправление ситуации до официального оформления замечаний инспекторов. Несмотря на кажущуюся незначительность таких стимулов, были достигнуты значительные успехи в пропаганде и распространении подходов СЭМ.

Госкомэкологии Томской области (позднее — ГУП «Областной комитет по охране окружающей среды» при Администрации Томской области) дистанцировалось от практической деятельности в области экологического аудита и внедрения СЭМ, ограничив свое влияние информационной и методологической поддержкой, а также разработкой системы мотивации предприятий, основанной на индивидуальном подходе в зависимости от уровня экологической деятельности самого предприятия (Черногривов, Барейша, 2001). Жесткие меры по контролю и частые инспекции составляют основу работы природоохранных органов с теми предприятиями, которые фактически отказываются рассматривать соответствие экологическим нормативам как неотъемлемый аспект своей деятельности.

Регулярная работа и периодические инспекции, проводимые по плану, применяются в отношении большинства предприятий, которые стремятся к формальному соответствию основным требованиям, не проявляя какой-либо инициативы.

Более открытые предприятия, проявляющие определенную инициативу и интерес к таким подходам, как предотвращение загрязнения, более чистое производство, системы экологического менеджмента, пользуются поддержкой природоохранных органов. Предприятия, относящиеся к данной категории, поощряются к проведению внутренних экологических аудитов, определению приоритетных экологических аспектов и воздействий, разработке соответствующих программ, получая при этом методическую поддержку.

Наконец, предприятия, внедряющие системы экологического менеджмента, осуществляющие программы предотвращения загрязнений, становятся признанными экологическими лидерами. Они активно сотрудничают с природоохранными органами региона, являясь примером, а также площадкой для обучения специалистов других предприятий, как правило, относящихся к категории проявляющих инициативу.

За годы применения такой системы существенно возросла доля активных предприятий, не только самостоятельно обеспечивающих соответствие природоохранному  законодательству, но и внедряющих новые подходы. Идет активный обмен информацией и опытом внедрения СЭМ между предприятиями области. Успешно функционирует консультационная организация «Центр экологического аудита и менеджмента», известная сегодня во многих регионах России (ЕС-Россия, 2009).

В течение последних 10-15 лет в ряде субъектов Российской Федерации были приняты региональные законодательные акты (законы об экологическом аудите) и другие нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы по экологическому аудиту (Москва, Московская область, Амурская, Архангельская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Оренбургская, Томская область, Удмурдская республика, Республика Хакассия, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и др.).

Основным мотивом разработки таких актов служило то, что, в ожидании принятия федерального закона региональные власти стремились поддержать распространение рыночных инструментов экологического регулирования и прояснить общественные отношения в этой сфере.

В качестве примера рассмотрим нормативно-правовые акты Правительства Московской области и Правительства Москвы.

Постановление Правительства Московской области №487/42 «О проведении экологической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (экологическом аудите) в Московской области» принято от 24.10.2002г. При этом территориальным органам исполнительной власти Московской области при осуществлении контрольных и надзорных функций было рекомендовано предлагать организациям, оказывающим воздействие на окружающую среду, прохождение экологического аудита (О проведении…, 2002). Если рассматривать эту ситуацию как попытку разъяснить предприятиям, что с привлечением такого инструмента, как экологический аудит, можно успешно решить приоритетные задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду, то этот опыт можно считать позитивным.

В 2003 г. Правительство Москвы приняло Постановление «О создании и внедрении Системы добровольной сертификации «Московский экологический регистр» (13.05.2003г. №353-ПП). Целью внедрения Системы добровольной сертификации  «Московский экологический регистр» («МЭР») стало введение в городе системного подхода в области экологической безопасности населения, минимизация ущерба окружающей среде и рационального природопользования, активизация участия московских организаций всех форм собственности в экологически сбалансированной хозяйственной деятельности.

На начальном этапе система «МЭР» столкнулась с многими трудностями, как-то: формальное отношение руководителей предприятий к внедрению систем экологического менеджмента и применению экологического аудита (отсутствие восприятия выгод и рассмотрение этих инструментов как очередных рычагов давления на предприятия); тиражирование руководств по системе экологического менеджмента (фактически – недобросовестность консультантов); низкий уровень подготовки кадров (как сотрудников предприятий, так и самих консультантов). Новое руководство системы «МЭР» поэтапно справляется с этими сложностями и ищет подходы к мотивации и стимулированию руководителей московских предприятий к внедрению СЭМ.

Несколько позднее, в связи с распространением массового самовольного строительства в городе Москве, было принято Постановление Правительства Москвы 22 мая 2006г. №333-ПП «Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы». Этот документ регламентирует порядок принятия решений исполнительной властью г. Москвы о возможности сохранения самовольно построенного объекта на основе заключения экологического аудита. Позиция несколько спорная, так как в правовом государстве самовольное строительство на территории такого перегруженного города, как Москва, не может не преследоваться жестко по закону. С другой стороны, экологический аудит не должен становиться своеобразной индульгенцией. По-видимому, единственным выходом из сложившейся ситуации является одновременное усиление государственного контроля в сфере строительства и детальное рассмотрение каждого прецедента, когда экологический аудит используется как мера узаконивания самовольного строительства.

В Томской области еще в 1997 г. был разработан и принят закон «Об экологическом аудите в Томской области» (в настоящее время действует редакция от 14.10.2004 г.).

Внимание этого законодательного акта сосредоточено на разграничении сфер применения инициативного и обязательного экологического аудита, фактически представляющего собой проверку предприятия, проводимую третьей стороной по предписанию государственных контролирующих органов: «На территории Томской области могут осуществляться инициативный и обязательный виды экологического аудита. Инициативный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией или аудитором, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по решению хозяйствующего субъекта (ЕС-Россия…, 2009).

Предыдущая

Добавить комментарий