19.04.2024

Тема 9. Экология флоры в условиях городской среды

И.А. Литвенкова
Экология городской среды: урбоэкология

Курс лекций. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2005 – 163 с.

Предыдущая

Тема 9. Экология флоры в условиях городской среды

2. Своеобразие флоры урбоэкосистем

Процесс городского флорогенеза происходит преимущественно стихийно. В составе городской флоры (урбанофлоры) можно выделить несколько групп:

Первая группа – виды растений, существующие только в окультуренном состоянии и используемые человеком для удовлетворения его жизненных потребностей.

Вторая группа – экзотические растения, в естественных условиях обитающие в иных природно-климатических зонах, в условиях же городской среды обитающие только в жилищах человека или в специальных сооружениях (оранжереи, теплицы).  

Третья группа – неокультуренные растения, которые человек преднамеренно расселяет или выращивает в городах, но уже в природно-антропогенных или антропогенных местообитаниях.  В данной группе можно выделить две подгруппы: интродуцированные виды и аборигенные (автохтонные) виды, обитающие в новых или измененных условиях среды.  

Четвертая группа – это непреднамеренных интродуценты, «виды пришельцы», появление которых в данном регионе или городе не предусматривалось человеком, но которые распространились благодаря хозяйственной деятельности человека, в результате антропогенных преобразований ландшафтов, сопутствующих урбанизации.

         Пятая группа – синантропные, т.е. виды, живущие в селитебном ландшафте, в непосредственном соседстве с человеком: в жилищах и других сооружениях, вблизи жилья и временных построек и распространяющиеся по мере распространения ландшафта данного класса. К синантропной растительности относятся следующие растительные сообщества:

Пасквильная растительность (от лат. «pascularis» — пастбище) — растительность пастбищ и интенсивно вытаптываемых участков.

Сегетальная растительность (от лат. «segetalis» — растущий среди хлебов) — совокупность популяций видов сегетальных сорняков. В условиях города эти растения являются обычными обитателями цветочных клумб, палисадников и других участков, занятых зелеными насаждениями.  

Рудералъная растительность (от лат. «rudus» — щебень, растительный мусор) — сообщества регулярно или периодически нарушаемых местообитаний, как правило, антропического происхождения (свалки, городские пустыри, заброшенные строительные площадки и т. д.). Традиционно к рудеральной растительности относят сообщества первых стадий сукцессии с доминированием представителей сем. Маревые, Сложноцветные, Крестоцветные, некоторых злаков. Для рудеральной растительности характерно преобладание видов с широкими экологическими амплитудами (эвритопы) и большими ареалами, охватывающими несколько континентов (виды-космополиты, или убиквисты). В современном городском ландшафте рудеральная растительность играет немаловажную роль, открывая процессы самовосстановления растительности, предотвращая развитие эрозии. В составе рудеральной растительности немало ценных лекарственных растений и медоносов, а также видов, обеспечивающих высокую численность насекомых-энтомофагов.  

Шестая группа – дикорастущие растения, живущие в городах в различных местообитаниях – от слабонарушенных и трансформированных природных до антропогенных.

Важной чертой флоры городской территории является увеличение флористического богатства, по сравнению с естественными экосистемами. Такой рост имеет несколько причин:

1) Положение старинных городов по отношению к физико-географическим районам, как правило, оказывается пограничным (т. е. на стыке 2, 3, а иногда и большего числа растительных, почвенных, климатических и других зон). Это объективно определялось необходимостью удобного расположения городов для осуществления двух важнейших функций — оборонной и торгово-ремесленной. Эта пограничная область, называемая экотоном, представляет собой мозаику условий, соответствующих контактирующим зонам, поэтому биоразнообразие здесь будет значительно выше, чем в каждой отдельной зоне.   

2) Важное значение в формировании флоры урбанизированных территорий имеет деятельность человека, которая приводит не только к разрушению естественных экосистем, но и к созданию новых типов местообитаний, ранее в данной местности не встречавшихся.

3) Процессы вымирания некоторых таксонов, связанные с антропическим нарушением их мест обитаний, компенсируются иммиграцией. Среди адвентивных растений наших городов преобладают виды американского происхождения (около трети видов), значительная часть видов происходит из Средиземноморья, Южной Европы, Малой Азии, Ирана, Индии. Доля растений-иммигрантов в составе урбанофлоры постоянно растет и может достигать нескольких десятков процентов, а темпы и масштабы адвентизации нередко значительно превышают скорость исчезновения местных видов.

4) Важным фактором повышения богатства городских и в целом антропогенезированных флор являются микро- и макроэволюционные изменения. В техногенных ландшафтах, характеризующихся загрязнением воздуха, аномальным составом почв и другими признаками, идет сильное прямое воздействие на генетический аппарат растений, что приводит к появлению многочисленных терат (морфологических уклонений). Современная эволюционная теория рассматривает тераты как перспективные макромутации, основанные на аномальном росте, агрегациях и срастаниях органов.

5) Мощным фактором «городского» флорогенеза в настоящее время является интродукция.

В целом в формировании флоры в условиях городской среды можно выделить следующие основные закономерности:

1. Мозаичный характер зеленых насаждений и наличие различных по своим условиям биотопов, например: плотная и разреженная застройка, садово-парковые зоны, свалки и пустыри, пригороды с индивидуальными постройками и садами. Такое разнообразие биотопов поражает и большое разнообразие экологических ниш, влияя на видовой состав растительности.

2. В отличие от естественной, городская флора более динамична и непостоянна. Она довольно быстро реагирует на изменения в деятельности местных промышленных предприятий. Например, с ввозом шерстяного сырья ввозятся «шерстяные виды»: степные и пустынные растения.

3. Городская флора по мере своего преобразования приобретает все более выраженные термоксерические черты в ущерб своим зональным особенностям. Флора городов насыщенна видами более южных регионов, что соответствует перемещению по широте на 5—10 градусов в южном направлении (на 50—100 км).

4. Возрастает число видов цветковых растений, падает — споровых и голосеменных. Увеличивается число видов в термоксерофильных семействах (Бобовые, Маревые, Гречишные) и уменьшается в термофобных (Осоковые, Гвоздичные, Норичниковые, Лютиковые, Розовые, Ивовые).

5. Увеличивается значение в составе флоры 10 наиболее богатых видами семейств: большая часть видов городской флоры относится к меньшему числу семейств, чем зональная. Эта особенность является показателем ухудшения качества среды.

6. Возрастание роли адвентивных растений происходит в основном за счет выходцев с американского континента, Восточной Азии, Средиземноморья, континентальных районов Евразии, значительно меньше доля растений космополитных и европейских ареалов.

7. Происходит уменьшение позиций гемикриптофитов, хамефитов и гигрофитов, а усиление — терофитов и фанерофитов. Энтомофильные виды уменьшают свою роль за счет усиления позиций авто- и анемофильных видов.

Суммарным результатом всех флорогенетических процессов, происходящих в составе городской флоры, является возникновение на месте аборигенных флористических комплексов совершенно новых образований, включающих остатки трансформированных аборигенных флор, мигрантов из других флористических областей, виды антропогенного происхождения. В своем крайнем выражении эти образования получили название антропогенных растительных комплексов.

Предыдущая

Добавить комментарий